Ящик Пандоры. Часть I
Посторонним не входить
В предыдущей статье мы говорили о святых. Оказалось, мир добряка похож на замок с темницей. Фасад строения – как царские палаты. Высокий стиль архитектуры захватывает дух. Безупречность сквозит в каждой мелочи.
Но даже в идеальном дворце есть свой подвал…
Там, в темнице, на цепи сидит дракон. Имя ему — Гнев. Ежедневно дракон получает новую порцию злости. Он с аппетитом уплетает раздражение и растет, как на дрожжах. Наступили на ногу в магазине? Шеф поставил нелепую задачу? Вместо долгожданного письма на почте спам? Ням-ням! В какой-то момент раскормленное чудище перерастет загон.
Ему станет тесно. Оно начнет недовольно рычать и брыкаться. Стены и двери задрожат. И однажды ни цепь, ни засовы его не удержат. Монстр вырвется наружу и разнесет все. Повезет, если при этом уцелеет фундамент. О сохранении достойного фасада речи уже не будет.
Катастрофы можно избежать. Для этого дракона надо выгуливать. Проветрившись, он сдувается, как рыба-ёж на суше. Но как совершить моцион с чудищем, чтоб никто при этом не пострадал?
Ко мне часто обращаются хозяева подобных «замков». Они жалуются на странные звуки и завывания. Замечают звенящие окна и дрожащие стены. Да и трещины на фасаде уже видны. Но владельцы списывают растущее напряжение на внешние факторы. Они просят вооружить их громоотводами, укрепить окна и стены.
Но даже в страшном сне не могут представить, что внутри живет монстр.
Их не интересуют методы приручения бестии. И как прикажите учить благородных заказчиков дрессировать зверя? Как можно приручить того, в чье существование не веришь? Никак. Для «святого» даже мысль о променаде с монстром — кощунство.
Но с чудищем придется познакомиться. Другого способа устранить причину напряжения нет. Только не каждый праведник готов ко встрече со злом. Это может пошатнуть фундамент представлений о себе. Отказаться от веры в безупречность и открыть в себе источник зла – трудный шаг.
С другой стороны в некоторых королевствах не так много поводов для недовольства. Например, богатый папа, а затем богатый муж содержат девушку. Особых поводов для конфликтов нет. Самые большие страсти вспыхивают на распродаже или при просмотре сериалов. И чудище особо не растет. Не на чем.
Некоторые вынуждены узнать о своем драконе в двадцать лет. А кому-то повезло до семидесяти — не спускаться в подвал и сохранить фасад.
Поэтому главный вопрос тут такой: надо ли знакомиться со своим зверем? Попробуем разобраться.
Бревно в глазу
Новогодние праздники. Я на дежурстве. Пью чай в обществе славной леди. Не устаю поражаться ее доброте. Эта улыбчивая санитарка всегда предпочитает худой мир доброй ссоре. Если кто-то пролил суп, она тут же подотрет. Забыли обед? Она поделится своим. Если грубят — она выслушает и попросит у хама прощения.
Славная женщина. Каждое ее слово теплое, как мамины руки. В них можно кутаться, словно в уютный плед. И нет у меня желания добавлять колючести такому хорошему человеку. Потому я просто наслаждаюсь беседой.
— Как праздники? – спрашиваю я.
— Весь табор у меня остановился, — с неизменной улыбкой рассказывает она, — А где еще? У нас с мужем свой дом, камин. Плюс всегда есть соленья-варенья. Родственникам у нас хорошо, и нам с ними весело.
— И сколько человек приехало?
— Пятнадцать, кажется. Дети, племянники, кумовья, сваты…
— Как здорово! – восхищаюсь я.
На мгновение безукоризненная леди нахмурилась. Но улыбка тут же вернулась на ее лицо.
— Да, хорошо! Если б они еще не шумели непрерывно. На улице холодно, и они никуда не ходят. За все праздники – всего пятнадцать минут тишины. Представляете? Они два часа собирались на каток, а через пятнадцать минут вернулись. Конечно, они не знали, что я пыталась отдохнуть. Придумывая, чем себя занять, они затевали игры. А это опять шум, гам, тарарам. И фильмы им тихо не смотрятся, и книги не читаются – все им надо обсудить. И от плиты я не отходила. Только закончился завтрак, пора накрывать обед. Так что отдыхаю на работе.
— А что так? Думаю, все были бы не против, если б вы отдохнули от шума. Например, послушали музыку в наушниках.
— О, нет-нет! Что вы такое говорите? Как можно?! Нет, родные, конечно, не против того, чтоб я прилегла и отдохнула. Но как я это сделаю? А если кому-то что-то понадобиться? Нет, я не могу сидеть и получать удовольствие.
— И кому вы этим угодите? — спрашиваю я.
— Да никому. Просто у нас так принято, — объясняет она, — Бабушка умерла по пути на работу. Сердце у нее болело, но она не могла подвести людей. Да и мать свалилась замертво в тридцати шагах от дома. Хотела приготовит холодец. Сходила на рынок. А с автобусной остановки до дома не дошла. Я все думаю, если б она тогда осталась дома? Она бы прилегла, когда ей стало плохо. И все бы обошлось.
— Царствия им небесного! — смиренно лепечу я в ответ.
— Да…Кстати, хотите варенья?
— Спасибо, — отвечаю я, — Хочу.
Приятно иметь дело с предупредительным человеком. Не успел попросить – тебе дали то, что хочешь. Мне иногда кажется, таким милым людям зубы нужны исключительно для улыбки.
В комнату заглядывает медсестра.
— Там поступает женщина, — сообщает она мне.
— Хорошо, иду.
Я устремляюсь в смотровую. На пороге оборачиваюсь. И вижу зрелище, не рассчитанное на посторонних. Наша отзывчивая леди уставилась в пол. Плечи опущены, словно на них что-то давит. Ни намека на привычную улыбку. Я вижу не женщину, а раба на галерах. Она вздыхает и тянется за очередной конфетой.
20 лет
Передо мной привлекательная девушка. Девушке за сорок. Но она удивительно тонкая и большеглазая. Если бы снимали сагу про эльфов, барышня без труда получила бы главную роль. Интересно, что привело ее в дурдом?
Взгляд красавицы тревожно мечется. Пульс зашкаливает. Дышит, как загнанный в угол зверек. Но сидит смирно. На лице — кроткая покорность.
— Я не понимаю, как здесь оказалась, — говорит эта фея, — Сегодня меня должны были выписать из больницы, но почему-то привезли в дурдом. Не понимаю.
— Давайте вместе разберемся? – предлагаю я.
Она кивает.
— Сюда вас привезли из реанимации. Расскажите, как вы туда попали?
— Двадцать лет назад я вышла замуж, — начинает она.
А женщина умеет начать издалека! Но времени у нас мало. Поэтому сперва хочу ее перебить. Вернуть, так сказать, к вопросу. Но в глазах у нее слезы. Я вижу, как она отчаянно сжимает кулаки в попытке унять дрожь… Все это говорит о том, что ситуация двадцатилетней давности – действительно очень важна.
— Я была не готова к тому, что он – алкоголик, — говорит женщина быстро, — Пьет он страшно. Если б вы знали, сколько я боролась! Одуматься призывала. Детьми угрожала. Ничего не помогало.
— А уйти не пробовали?
— Некуда мне, совсем некуда. Потому и живем как волки в коммуналке. Уже через пять лет брака любовь прошла, осталась ненависть. Но я не так воспитана. Я не могу сказать человеку, что ненавижу его. Потому молчала и терпела.
Я сочувственно киваю. Жду, когда она перейдет к сути.
— Однажды иду я с сыном в детский сад, — продолжает женщина, — Мимо проходит дяденька с пивом. Я моментально вспоминаю мужа. И на меня накатывает такая дикая ненависть! Вдруг до меня доходит, что я не дышу. Пытаюсь дышать, но не могу ни вдохнуть, ни выдохнуть. Даже на помощь никого не позвать. Стою и думаю: сейчас задохнусь и умру.
— Я так понимаю, это был первый приступ панической атаки? И потом вы обратились за помощью?
— Все верно. Это была паническая атака. Но за помощью я не пошла. К кому? Да и зачем? Все равно ничего не изменилось бы. А несколько лет назад я стала чаще задыхаться. Потом начала бояться людей. Практически не выходила на улицу. Работала на дому. Заказывала продукты через Интернет.
— В общем, к врачам не обращались. И все же как Вы оказались в реанимации?
— В сентябре того года женился сын, — отвечает она, — Мне без него стало невыносимо. Муж выпивал. Он каждый день говорил мне гадости. Я просыпалась с одной мыслью: он уже выпил? Как он меня унизит сегодня? И даст ли уснуть ночью? Нехорошо так говорить, но я живу под одной крышей с врагом. Не поверите, он издевается надо мной из-за каждой мелочи. Например, четыре месяца обещал заплатить за квартиру. Я же из дома не выхожу. А, знаете, когда он оплатил счета? 31 декабря!
— А вы продолжали молчать?
— Мне кажется, разговор ни к чему хорошему не приведет. Уехать я не смогу. А если что-то скажу, он меня просто убьет. Не хотела обострять ситуацию.
— Так как же вы попали в реанимацию? – в третий раз спрашиваю я.
— Ну… Четвертого января пошла в гости к бабушке… — глотая слезы, говорит она, — Как же хорошо в семейном кругу! Понимаете, я уже забыла, что такое уважение. Забыла добро. А там были тети и племянницы. Я снова вернулась в детство. Отдохнула душой. И настроение было прекрасное. Потом я пришла домой. А там – он! Все. Дальше я ничего не помню. Не знаю, что и как делала. Помню лишь желание прекратить все это!
Что случилось дальше я узнала из больничной выписки. Большеглазая фея наглоталась таблеток. Она приняла совершенно конскую дозу. Муж вызвал скорую. Реанимационная бригада оказалась поблизости, и женщину спасли. Две недели она провела в палате интенсивной терапии. А теперь — поступила в психиатрическую больницу. Надо же уберечь человека от второй попытки.
— Я уже все осознала и все поняла, — твердила дама, — Какой великий грех чуть не совершила. Я уж и с батюшкой советовалась. Но только теперь поняла, что жить по-старому нельзя.
— Тогда вы попали точно по адресу, — говорю я, — Тут вам помогут найти себя. С вами будут работать психиатры, психотерапевты и психологи. Вы придете в себя. Научитесь бороться с паническими атаками. И отстаивать свои интересы без конфликтов.
Глаза пострадавшей загораются огнем.
— Правда? А как это сделать?
Оказывается, фея еще не поставила на себе крест. Считайте это иронией судьбы. Но именно реанимация и дурдом стали для нее отличным поводом изменить жизнь к лучшему.
Здравствуй, чудо!
Так, нужно ли знакомиться с монстром внутри?
Темнота в подвале души может привести к печальным следствиям. Так женщина из первого примера не видит дракона, но задабривает его сладостями. В итоге, портит симпатичный фасад слоями жира. Пугать врага объемами – распространенная тактика в природе. При встрече с неприятелем гуси раскрывают крылья, иглобрюхи раздуваются. А скрывающие раздражение люди — толстеют. Не самая эффективная стратегия. Но если это не угрожает вам и окружающим, можно и так.
Фея из второго примера признает, что дракон существует. Но не верит в то, что выживет после встречи с ним. Она знает о своей ненависти. Но воспитание не позволяет говорить об этом мужу. Потому даже не пытается контактировать с гневом внутри. Она скорее убьет себя. И вот ей – познакомиться с монстром внутри просто необходимо.
От себя скажу: многим полезно подружиться со своим драконом заранее, пока он еще не стал монстром. В следующих статьях мы спустимся в подвал и выведем зверя погулять. Да, первые выходы в свет могут быть нелегкими. Возможно, фасад замка чуток запачкает гарью. Даже пара соседних газонов не застрахованы от драконьих куч.
Но тот, кто освоит эти техники, получит мегабонусы. Только представьте, какие откроются возможности! Вы будете понимать свой гнев. Его силу (а это действительно первобытная мощь) можно будет направить на защиту своих интересов.
В наши дни таким навыком владеют немногие. Посмотрите, к чему это приводит. Одни позволяют ездить на себе друзьям, родственникам и коллегам. В итоге дотягивают до того, что дракон вырывается и рушит всё. Сколько женщин развалили отношения только потому, что невовремя устроили истерику! Сколько парней предстали перед судом из-за глупой драки на улице!
Когда Вы научитесь контролировать этого дракона, без Вашего разрешения он подвал не покинет. Кто бы не старался вывести Вас из себя, Вы будете спокойны и рациональны. А появится зверь только если так решите Вы. И даст ровно столько энергии, сколько Вам будет нужно. Чудище, которое могло бы погубить Вас – превратится в чудо. А Вы — станете спокойней и сильнее.