«Страшно теперь идти к психотерапевту»
На электронную почту приходит много писем. Я читаю их все. Но отвечать абсолютно каждому — нереально. Потому что параллельно веду прием и пишу книгу. Тем не менее, встречаются очень интересные письма. Самые занятные — публикую здесь вместе с ответами. Сегодня — как раз одно из таких.
Здравствуйте!
Меня зовут Андрей, я из Воронежа. Недавно ходил к психотерапевту. В общем… я гей и мне нравятся парни. Врач была женщина и сказала, что я больной. Прямо так и говорит: ну вы же понимаете, что вы больной?! Короче, страшно теперь идти к психотерапевту. Это нормально?
Дальше у Андрея идет вопрос, который тоже очень интересен. И мы обязательно рассмотрим его в следующий раз. А сейчас все-таки разберем поведение психотерапевта.
Будем откровенны, вела она себя непрофессионально. Хороший психотерапевт не говорит, что гомосексуальность – болезнь. Даже если так думает. Это делают политики, журналисты, просто знакомые. И получают ответную волну негатива.
Но врач в данном случае оказывает услугу. Именно клиент определяет, что ему нужно. Это все равно, что пригласить сантехника починить унитаз. А он начнет обдирать обои. Да еще разломает кафель в ванной, и вообще предложит сделать капитальный ремонт.
Если Вы на приеме, личная оценка врача должна остаться за кадром. Безоценочность суждений — элементарная привычка профессионала.
Да, гей отличается от других. И это порой доставляет ему дискомфорт. Вероятно, именно потому и оказался на приеме. Раз пришел сам – значит, воспринимает эту ситуацию, как проблему. Задача врача — помочь ее решить. И один из способов – примирить человека с этой его особенностью.
Клиент пришел в растрепанных чувствах? Надо для начала его понять. Едва ли о стремлении понять говорят слова врача: «Вы же понимаете, что вы больной?!»
Здесь уместна еще одна аналогия. Это как если бы человек с большим носом пришел к пластическому хирургу. И врач начал бы говорить: «Ну, Вы же понимаете, что у Вас просто колоссальнейшая шнобелина на лице?» Этот пример хорош вот чем. Большой нос, как и гомосексуальность, болезнью назвать нельзя. Это индивидуальная особенность. Некоторые, например, гордятся своими большими носами. И, кстати, я встречала девушек, которые просто млеют от парней с такими вот анатомическими нюансами. Мнение врача о том, красив нос пациента или нет, вообще не должно прозвучать. Человек пришел решить свою проблему, ему нужна профессиональная помощь. Так что задача доктора в данном случае: привести пациента к цели максимально коротким путем с наименьшим ущербом для его здоровья.
Я не говорю, что хороший психотерапевт — это зефирно-милый душка. Совсем нет! Периодически наш брат обязан быть неудобным. Иначе клиент просто не будет решать проблему.
Но в данном случае доктор неправ. По сути, она сказала Вам, то же, что и люди, непонимающие Вас. Еще раз озвучу этот момент: она выразила оценку, которую профессионал оставит при себе. Из-за этого Вы нервничали больше, чем нужно. И эффективной работы с врачом не получилось: из визита прежде всего Вы запомнили, что Вас назвали «больным».
К сожалению, не все медики «одинаково полезны». Да, с прискорбием сообщаю: порой врачи бывают недостаточно профессиональными. Иногда, например, в психотерапию идут психиатры, которые даже не прошли соответствующего повышения квалификации. И как раз такие психотерапевты часто очень категоричны.
Вернемся к аналогии с сантехником. Итак, унитаз течет. Сантехник его не чинит. А вместо рвет обои, ломает кафель и предлагает капитальный ремонт квартиры. Что тут делать?
Очевидно, что нужно вызвать другого мастера. Который все-таки сможет решить проблему.
Вот и с доктором также. Просто нужен другой врач, который забудет о своем мнении и вспомнит в этой ситуации о Вас.