Абсолютное душевное здоровье достижимо?
Помните вопрос, который мы задали в самом начале? Когда мы только запустили цикл статей о душевном здоровье? Нас интересовало, кто психически нормален, а кто нет? Мы совершили настоящий подвиг: прошли через семь признаков адекватности по ВОЗ. А ведь некоторые из них были не так уж просты. И сейчас, когда мы всё преодолели — есть ли у нас ответ?
Эталон
Критерии психического здоровья от ВОЗ задают высокий стандарт. Чтобы это понять — достаточно попробовать описать с их помощью идеальное самочувствие
Здоровый человек:
- Понимает, что он – это он. Что его руки, ноги, прочие детали анатомии и психики — все это тоже он. Так он воспринимает себя всегда, без перерывов на выходные и обед.
- В сходных обстоятельствах испытывает одинаковые чувства.
- Сила его переживаний и действия — соответствуют ситуации.
- Он правильно оценивает себя, свою деятельность и ее результаты.
- Добивается целей, учитывая общепринятые нормы.
- Ему несложно составить план и выполнить задуманное.
- А если захочет или поймет, что это необходимо — он способен изменить свое поведение.
Какой славный у нас получился портрет! Одно загляденье! Отражает абсолютно гармоничную личность. Она легко решит жизненные задачи, естественно впишется в любое общество. При этом вероятность душевного расстройства будет равна нулю.
Вот только… Есть ли вообще такие люди?
Вы лично знакомы с идеально здоровым человеком? Я, например, нет. И знаете, почему? Потому что их не существует. Да-да, людей, которые идеально соответствуют семи критериям просто нет.
Но кто же тогда нормален, а кто нет? Жизнь поможет ответить нам на этот вопрос.
Буря эмоций
Пошли мы однажды в кинотеатр. И больше, чем картина, за которую заплатили, меня поразил один рекламный ролик. Это был трейлер к фильму “Прогулка”.
Первые секунды очаровали меня. Драма казалась обреченной на успех. Снимал ее сам Роберт Земекис! В кадре на огромной высоте балансировал на канате Джо́зеф Го́рдон-Ле́витт. Поддал напряжения и композитор. А в основу сюжета легла реальная история. К сороковой секунде стало ясно: нас приглашают посмотреть шедевр.
Реклама длилась еще минуты две. И этого хватило, чтобы восторг уступил место негодованию.
В трейлере говорили о стремлении человека к вершинам. Вроде бы хорошо, да? Но герой мечтал гулять без страховки по тросу на высоте птичьего полета.
«Вот это ненормально! — подумала я, — Блажь! Мало что ли реальных проблем? Болезни, голод, нищета. Очевидно, у парня нет иных трудностей в жизни. А, может, герой страдает депрессией? Экстремальное поведение часто отражает тягу к смерти.»
Скажу честно, меня возмутила пропаганда опасного и преступного поведения. В самом деле, что за неукротимый бред? Герой никого не спасает. Не сражается за родину. Не отстаивает истину. Даже не защищает семью. Его возможная смерть будет напрасной. Такое поведение больше напоминает прихоть психопата!
Зачем снимать об этом фильм? Что «разумного, доброго, вечного» сеет такой шедевр?
Танец в небе
Та девчонка плыла над планетою скучной
Ни страховки ни страха в лукавых глазах
(Е. Муравьев. «Воздушный поцелуй»)
Возмущение вынудило меня изучить историю создания фильма. Выяснилось, что лента повествует о жизни французского канатоходца Филиппа Пети.
С детства он любил смотреть на мир под необычным углом. Плюя на запреты родителей, карабкался на деревья и крыши. Вид сверху его вдохновлял. Не удивительно, что, повзрослев, он стал канатоходцем.
Риск смерти заставлял ценить жизнь. Существование на грани казалось ему чем-то совершенным. Так что целыми днями он гулял по канату, натянутому над улицами Парижа.
Однажды он увидел статью о строительстве самых высоких башен в мире. Великаны-близнецы в Нью-Йорке! Казалось, они созданы специально для него. Филипп не мог оторвать глаз от изображения зданий всемирного торгового центра.
Покорить этих монстров, или умереть! Так родилась мечта о прогулке между башнями.
Нужно лишь дождаться конца стройки. А до тех пор Филипп тренировался, строил планы, искал помощников. Даже боль и смерть на пути к мечте казались ему чем-то замечательным.
Наконец, 7 августа 1974г. Филипп совершил свою прогулку по тросу. Высота: 450 метров. Людей начинает мутить, когда под ними метров двадцать. А тут почти полкилометра! Разумеется, сорок пять минут на канате пролетели для него в одно мгновение.
Хорошо, такой факт был. Филипп совершил невозможное. Ну и что? На этот вопрос и попытался ответить режиссер Земекис.
«В жизни и в кино»
Распахнет иллюзий фея
В мир чудес окно
(Гр. Гротеск, «В жизни как в кино»)
Со своим “ну и что” я прибежала в кинотеатр, как только “Прогулку” запустили в прокат. В зале погас свет. Начался фильм…
И вот уже полтора часа просмотра позади. А мое мнение о сюжете не сдвинулось с места. Да, мечта – конечно, дело хорошее. Но в остальном, герои просто разводят бурную деятельность вокруг совершенно пустой цели. Какая-то бессмысленная суета.
И вот на девяностой минуте фильма наступает рассвет 7-го августа 1974 года. Филипп шагнул на трос. Прошел от южной башни до северной и… всё.
Вообще никаких эмоций. Я разочарованно вздохнула. Все-таки ждала чего-то чудесного. Где мой ответ на вопрос “ну и что?” Исполнил свою странную мечту. И что? Главное достижение в том, что остался жив? Ну не больной ли?
Эти мысли прервал герой фильма. Дойдя до северного здания, он вдруг «почувствовал зов южной башни». И с первыми тактами бессмертного произведения Бетховена «К Элизе» — развернулся и пошлепал по канату обратно.
Вот тут меня и проняло. На экране творилось чудо. Музыка звучала, как приглашение в райский сад. А Филипп на канате не просто танцевал. Он праздновал жизнь.
Герой играючи ходил по тросу. А я будто стала прохожим на улице Нью-Йорка. Задрав голову, смотрю на парня в облаках. И благодаря кинематографу вижу чудо, которое произошло сорок лет назад.
Изрядно поплясав, Филипп сделал , так называемый “комплимент”. Так принято у циркачей. Он опустился на колени прямо на канате. А затем и лег. Зал замер. Зрители переживали за Филиппа по-настоящему. Я, например, аж до дрожи в ногах. Старалась удержать равновесие и не рухнуть вместе с ним.
Внезапно вокруг зааплодировали. В этот момент я поняла, что все мы смотрим невероятное, но реальное шоу. Причем, масштаб этого представления не снился и Шекспиру. Этот канатоходец вмиг вернул к жизни детские мечты и веру в волшебство.
Оказывается, при желании можно ходить по небу! Вон у реального человека, такого же, как мы — получилось! А может, мы когда-нибудь натянем канатные дороги и все будем гулять на полукилометровой высоте? Это же возможно.
Недостижимая гармония
Так, здоров Филипп или нет? Мы видим, что он нарушил несколько законов. Противоречил критериям ВОЗ. Вообще, вел себя странно. А для психиатра это звучит почти, как диагноз.
И все-таки смелость и чудоковатость – не болезнь. Именно в этом главная отличительная черта нормы. Все, что не патологично — то здорово. Так что, говоря о душевном благополучии, мы имеем в виду норму относительную.
Именно это я и хочу сказать в завершение цикла о признаках душевного здоровья. Они не статичны. Нельзя сказать, что у человека этот признак либо есть, либо нет. Эта величина — переменная. У двух здоровых людей они могут быть выражены по-разному. И спектр этих проявлений довольно широк.
Тут как с массой тела. Приемлемый вес может колебаться в широких пределах. Но дистрофия и ожирение — это уже болезнь.
P.S.: Кстати, сразу после прогулки по небу Филиппа отправили к психиатру. Парня терзала сильная жажда. И он просил пить.
Врач уточнил: «А когда вы в последний раз пили?»
Филипп ответил: «Вы с ума сошли?! Вы знаете, что я совершил?! Я танцевал на вершине мира! Моя фотография на первых страницах печатных изданий! Триста журналистов мечтают взять у меня интервью! А вы спрашиваете, когда я в последний раз пил?!»
Психиатр заключил: «Абсолютно нормальный. Просто хочет пить.»